Вся
работа при дизартрии делится на три периода.
1. период – освобождение речи и психики ребенка от
вторичных и менее стойких явлений, которые мешают начать планомерную,
систематическую работу над речью (насильственных движений, обильного
слюнотечения, пассивности). В основе пассивности лежат недостаточность общей
моторики (самостоятельного движения и самообслуживания) и недостаточное
слуховое внимание. Эти явления служат причиной неполного контакта ребенка с
окружающими и мешают в организации
речевой работы.
2. период – преодоление основного нарушения –
фонетической неполноценности речи. Обучение ребенка, организация его досуга в
значительной степени должны быть подчинены этой задаче.
3. период – речь делается понятной для окружающих,
ребенок включается в детский коллектив.
Первый период.
Борьба со слюнотечением.
Объяснить ребенку, что он должен глотать
накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечет. На первых
порах, когда затруднен еще и сам акт глотания, следует предложить пожевать,
несколько закидывая голову назад, что облегчает акт глотания. Кроме глотания
слюны, ребенок должен научиться закрывать рот и удерживать его закрытым.
При наличии
насильственных движений необходимо сразу начать работу над их затормаживанием.
Например, перед ребенком ставится задача: открыть рот и постараться при этом
затормозить подергивание губ, лежащего во рту языка или высунуть язык и
проследить за тем, чтобы он лежал спокойно, без подергивания. Ребенок
контролирует свои движения зрительно, сидя перед зеркалом. Взрослый вслух
считает : «Раз, два, три…» - и это служит мерой того времени, в течении
которого ребенку удается затормозить насильственные движения. Аналогично
проводится работа и по снижению напряжения артикуляционного аппарата.
Для
активизации голосовых связок, полезно дать пощупать ребенку напряжение звучащей
гортани, прикладывая одну руку к гортани взрослого, а другую – к начинающей
вибрировать своей гортани, и фиксировать его слуховое внимание на звучание.
Первые голосовые упражнения проводятся на звучании согласного М, этот звук очень прост по артикуляции,
но требует направления воздушной струи из гортани в полости носа.
Второй период.
Работа над произношением.
Слова должны
подбираться по двум принципам:
а) по степени нарастающей трудности произнесения –
длине, звуковому составу;
б) по смысловому значению, начиная со слов конкретных
и обиходных, постепенно переходя к более абстрактным.
Третий период.
Работа над произношением, но она уже будет дополнительной и в значительной
степени может проходить в процессе общедошкольного обучения.
1) не рекомендуется сразу добиваться полной чтстоты
звука; шлифовка каждого звука должга проводиться длительно, на фоне все
развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками;
2) необходимо одновременно работать над несколькими
звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам;
3) последовательность работы над звуками диктуется
постепенным усложнением артикуляционных установок.
Группы звуков по трудности их произношения.
Если
проанализировать все звуки, то можно разделить их по трудности произношения на
следующие четыре группы:
1)
а, э, м, п;
2)
у, о, ф, в, б, т, д, н, и, с, з, х, к, г (и их мягкие варианты);
3) ц, я, ю, ч;
4) ш, ж, л, р.