«Значение, цель и задачи обучения
грамоте детей дошкольного возраста».
Важное место в работе с детьми
принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей
осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить
речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей
читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь
не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода
в детском саду
В
педагогической и методической литературе есть немало указаний на то, что благодаря достаточному уровню
общего и речевого развития дети 6—7-летнего возраста обладают определенной готовностью
к обучению грамоте.
Готовность ребенка к обучению
грамоте аналитико-синтетическим звуковым
методом определяется возможностью осознания им звукового строя
языка, т. е. переключения внимания от семантики
слова к его звуковому составу — к умению услышать в слове отдельные
звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Ребенок
с недостаточностью произношения, обусловленной несформированностью
фонематических представлений, этой готовностью
не обладает. В ряде исследований Р. Е. Левиной и других сотрудников Сектора логопедии Института дефектологии показано, что учащиеся с несформировавшимся
звукопроизношением на первых порах
обучения чтению с применением общепринятой методики с трудом овладевают слиянием букв, а в дальнейшем читают медленно,
Несмотря на длительную подготовку,
обучение грамоте протекает в условиях, отличающихся от нормальных тем, что система фонем у детей еще не полностью
сформирована. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но
и по-иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приемами.
Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:
1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять
(хлопками, отстукиванием) ритмический
рисунок, сравнивать серии ударов,
предъявляемые последовательно. Таким образом развивается и речевое, и
неречевое слуховое восприятие ребенка.
2) развитие фонематического восприятия.
3) развитие зрительно-пространственных
функций с целью профилактики
нарушений чтения и письма.
4) двигательное
развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к
овладению письмом.
5) развитие
артикуляционной моторики.
6) развитие устной
речи с целью профилактики нарушений чтения и письма
предполагает комплексную работу, направленную на формирование каждого
компонента речи. Необходимо развивать все стороны динамической и
просодической организации речи: Развивая
речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического
строя речи необходимо так, чтобы можно
было решать несколько задач
одновременно, например: «Придумай
название действия на заданный звук» и т.п.
7) В круг задач по развитию устной
речи включается задача подготовки детей к
обучению грамоте в школе, а именно формирование
осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо
учить дошкольников определять количество
слогов и звуков в слове, слов в
предложении (отбирать картинки, в
названии которых имеется заданное
количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по
количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно
слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам. Важно
8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения
ребенка включает формирование его
познавательной и эмоционально-волевой сферы. Выполнение заданий, названных
выше, помогает активизировать все виды восприятия:
зрительное, слуховое, кинестетическое
и др.
9) формирование
у дошкольников эмоционально положительного
отношения к школе; адекватного
отношения к своим способностям,
результатам работы, поведению, т.е. самосознания.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее
обучение элементам
грамоты дает возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности ребенка в коррекционной педагогике. Позитивные аргументы в пользу вышесказанного:
•
буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ (легче
автоматизировать поставленные фонемы в слогах, словах, фразе);
•
развивается аналитико-синтетическая деятельность, звуко-буквенный
анализ;
•
уточняется, обогащается словарь (ребенок легче овладевает
практическими навыками словообразования и словоизменения);
•
появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к
школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются
возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты;
- совершенствуются коммуникативные связи.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой,
тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает
больше положительных
эмоций, реже возникают трудности!!!!!!!!!