Игры для
совершенствования восприятий пространства
(величины, формы, расстояния, местоположения и
пространственных отношений между предметами)
Восприятие
- более сложный процесс, чем ощущение.
Это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с
речью, мышлением, памятью, представлениями, а также особенностями личности.
Восприятие умственно отсталых детей характеризуется нарушением
избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются лишь простейшие,
а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл
воспринимаемого. У таких детей сужен объем восприятия, что мешает им
ориентироваться в малознакомых местах. Перечисленные дефекты восприятия
отрицательно сказываются на успешности обучения учащихся (не соблюдают строку,
трудности при письме элементов букв, в послоговом чтении, в расположении
предметов в пространстве и т.д.). Для совершенствования восприятия полезны
занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические
упражнения.
1. Угадай
и нарисуй.
а) на ощупь узнать фигуры, находящиеся в
мешочке (плоские, из картона или фанеры), назвать их, а затем нарисовать;
б) раскладываются геометрические фигурки,
одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Вы показываете любую фигуру и просите
достать из мешочка такую же.
2. Из
каких фигур?
а) вспомнить и назвать предметы, похожие
на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
б) закончить рисунок по заданным фигурам.
3. Выложи
фигуры из палочек.
Сначала
дается детям образец, убирается, чтобы восстановить фигуры по памяти.
4. Какая
рука?
Нужно:
а) определить, какой рукой девочка держит
флажок;
б) в какой руке мальчик держит шар;
в) на какой ноге стоит девочка;
г) какой рукой мальчик держит ручку.
5. Что
где находится?
Нужно
назвать, что изображено в середине, что в левом верхнем углу и т.д.
6. Твой
путь.
Нужно
рассказать, как ты идешь в магазин и что где находится (справа, слева, сзади,
впереди и т.д.).
7. Внимательно
слушай и рисуй.
Педагог
называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны
зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева
треугольник, справа от него квадрат, в центре крут и т.д.).
10. Узнай,
что изображено.
Перед
ребенком картинки, на которых знакомые изображения даны не полностью.
Попросить детей подумать и сказать, что они узнали, кому принадлежат те или
иные элементы изображения.
11. Колумбово
яйцо.
Игра
выпускается промышленностью. Форма и количество частей, на которые разделяется
овал, определяют вариант возможных изображений.
Это
задание требует аналитико - синтетической деятельности ребенка, не только
развивает его восприятие, пространственные представления, но и учит умственным
действиям. Такими же функциями обладают и следующие игры:
12. Кого ты видишь? (Зашифрованные
рисунки.)
а) обведи контуры каждого животного;
б) обведи контуры игрушки и т.д. |