Наиболее
сложны для умственно отсталых детей словесно-логические операции, выполнение
которых протекает только в умственном плане. На протяжении всех лет педагоги
развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм
к абстрактным словесно-логическим понятиям.
Предлагаемые
ниже игры и упражнения способствуют не только активизации мыслительной и
речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как
представления, память, воображение, эмоции, воля.
При
их выполнении ребенок должен найти сходства и различия в предметах и явлениях,
сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщение,
умозаключение.
Задачи-головоломки.
(Из
пособия З.А.Михайловой. — М., 1985.)
Составь
2 квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 9 палочек. Возьми 9 палочек и
составь квадрат и 4 треугольника.
Ребенок
должен представить фигуру и догадаться, как ее составлять.
Убери
2 палочки, чтобы остался один прямоугольник.
Составь
домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки, чтобы получился флажок.
Убери
3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата.
Убери
4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.
Переложи
1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
Нарисуй фигурку,
которую нужно.
Внимание
ребенка привлекается к отличительным признакам изображенных предметов, к их
очередности.
Продолжи
числовой и буквенный ряд. Вычеркни лишнюю фигурку, цифру.
Игра «Разложи
фигуры».
Игра
состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех
видов, трех цветов (синие, красные, зеленые), большого и маленького размера.
I вариант (в основе
методика А.Я.Ивановой). Молча разложить фигуры в кучки: сначала в 3 кучки с
учетом формы, затем в 3 кучки с учетом цвета.
II вариант. Положить на стол
любую карточку с фигурой, ребенка попросить выложить карточку с фигурой,
отличающейся только одним признаком. Например: если маленький красный круг,
то ребенок должен положить большой красный круг или маленький красный квадрат и т.д.
Назови одним словом.
Сыр, колбаса, хлеб, масло - ...
Кровать, стул, диван, кресло - ...
Лиса, заяц, медведь, волк - ...
Шапка, юбка, трусы, майка - ...
Сосна, ель, ива, клен - ...
Зоологическое
лото. (настольная игра на закрепление знаний о животных).
Покажи,
что не подходит (в основе методика «четвертый лишний»).
На
закрепление умения обобщать {фрукты, овощи, посуда, мебель, геометрические
фигуры и т.д.), .и объяснять (почему не подходит).
Какое слово не
подходит?
На
таблицах написаны слова. Прочитать слова и назвать то, которое не подходит и
почему.
Кто что любит?
Набор
карточек с животными, подобрать, каждому животному из другого, набора карточек
то, что этот зверь ест.
Отгадай загадку
(найти картинку-отгадку).
Например:
без рук, без ног, а ходит. Или дать текст загадок и попросить его нарисовать
отгадки.
Придумай
загадку.
Показать
детям предметы: мяч, лягушку, книгу, карандаш и т.д., затем попросить их,
выделив характерные признаки, придумать загадки.
Составь из букв
слова.
Вставь
в слова пропущенные буквы.
Назови
слово, которое начинается с последней буквы.
Например:
сова - альбом - морс - енот... Для этих целей полезны игры в города, цвета и
т.п.
Назови слова
противоположные,
тонкий - ... острый - ... чистый - ... громкий - ... низкий - ... здоровый -
... победа - ... зло - ... лето - ...
Закончи
предложение.
Летом тепло, а зимой...
Птицы летают, а змеи...
Осенью листья желтые, а летом...
Кто
больше сочинит.
Дать
ребенку предметные картинки, нужно подобрать рифму к предметам.
Огурец
- молодец.
Очки
- значки.
Цветок
- платок и т.д.
Разложить по порядку и составить рассказ (3-4
картинки по сюжетным картинкам).
Назвать, что
неверно (простые описательные ситуации без сложных смысловых связей). |