Суббота
20.04.2024
07:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 компенсирующего вида"
Глоссарий »
Главная Регистрация Вход
Сведения об образовательной организации

Добро пожаловать в наш сад

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0









Уважаемые родители и гости сайта!
Предлагаем Вашему вниманию живой, динамичный в своем использовании и трактовке словарик, который позволяет понимать свод профессиональных понятий и терминов, используемых специалистом - логопедом.

Аграмматизм (от греч. agrammatos — нечленораздельный) — нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Различают импрессивный аграмматизм — ошибки в понимании значения грамматических конструкций, а также экспрессивный аграмматизм — ошибки в грамматическом оформлении активной речи.

Аденоиды — патологически разросшаяся глоточная (носоглоточная) миндалина. Вызывает затруднения носового дыхания, снижение слуха и другие расстройства.
 

Амнезия (от греч. а — приставка со значением отрицания, тпете — память) — расстройство памяти, неспособность к воспоминанию. 

Анамнез (от греч. anamnesis — воспоминание) — совокупность сведений об условиях возникновения и протекания болезни, получаемых от самого больного, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза. Анамнез детей с ТНР, помимо медицинских данных, должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деятельности.

Асфиксия новорожденных (от греч а — приставка со значением отрицания, sphygmos — пульс) — кислородное голодание плода в момент родов. При асфиксии происходит нарушение функций ЦНС вследствие недостатка снабжения кислородом головного мозга. Длительная асфиксия (5—7 мин.) приводит к необратимым изменениям ЦНС, в дальнейшем к проявлениям умственной отсталости, речевых нарушений, ДЦП.

Аутизм (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризую-щееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактом с окружающими.

Афазия (от греч. а — приставка со значением отрицания, phasis — высказывание) — нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов. В отличие от алалии при афазии нарушается функция уже сформировавшейся речевой системы.
Существуют различные классификации афазии в зависимости от сим-птоматики и локализации поражения (например, в нейропсихологической классификации, разработанной А. Р. Лурией, выделяется семь форм афазии: моторная, сенсорная, амнестическая (забывание названий предметов) и др.
 

Близорукость, миопия (от греч. myops — щурящий глаза) — нарушение зрения, вследствие которого страдающие им лица плохо видят отдаленные предметы. При близорукости нарушена рефракция глаза, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, как в норме, а впереди ее. Различают три степени близорукости: слабая (до 3,0 диоптрий), средняя (3,0 — 6,0 диоптрий), сильная, или высокая (свыше 6,0 диоптрий). 

Гидроцефалия (от греч. kydor — вода, kephale — голова) — заболевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в черепной полости вследствие нарушения баланса его секреции и всасывания. Гидроцефалия возникает в результате патологии родов, а также при менингите и менингоэнцефалите. Характерные особенности детей, страдающих гидроцефалией, — сниженная умственная работоспособность, частые вспышки эйфории либо гнева, склонность к резонерству.

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, lalia — речь) — нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая дислалия), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная дислалия).

Задержка психического развития (ЗПР) — особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).

— сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слогов — клоническое заикание, сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи — тоническое заикание. Заикание

Зона ближайшего развития — расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого). Понятие введено Л. С. Выготским, который считал, что зона ближайшего развития определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных пе-дагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы с аномальными детьми, которая организуется с учетом нарушений и индивидуальных особенностей ребенка. Чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа, тем успешнее преодолевается дефект.

— нарушение звукопроизношения, выражающееся в искажении или замене звуков. Может выступать одним из симптомов общего недоразвития речи, а также в качестве самостоятельного нарушения. Косноязычие

Кризисы возрастные (от греч. crisis — поворотный пункт) — услов-ное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Л. С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:
• кризис новорожденности — отделяет эмбрионный период развития от младенческого возраста;
• кризис 1-го года — отделяет младенчество от раннего детства;
• кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
• кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольниками и школьным возрастом;
• кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.
На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка; возникновения нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим.
 

Логоневроз (от греч. logos — слово, речь, neuron — нерв) — невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психической травмы, содержание которой отражается в картине заболевания. 

Медико-педагогическая комиссия — орган, осуществляющий ком-плектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, то есть отбор аномальных детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта. С помощью различных психолого-педагогических методов проводится комплексное обследование ребенка. Его результаты в совокупности с данными анализа соответствующей документации служат основанием для направления ребенка в образовательное учреждение того или иного типа. В состав комиссии входят представители отделов народного образования и здравоохранения: врачи (психоневролог или детский психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог.

Минимальная мозговая дисфункция — нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов (асфиксия новорожденных). Поскольку в данном случае отсутствуют грубые органические повреждения, диагноз, как правило, ставится не сразу после рождения. Наиболее частое проявление ММД — гипердинамический синдром.

Парез (греч. paresis — ослабление) — уменьшение силы и (или) ам-плитуды активных движений в связи с нарушениями иннервации соответст-вующих мышц.

Параламбдацизм (от греч. para — рядом, вблизи, отклонения от чего-либо, греч. буква ламбда, обозначающая звук [л]) — дефект речи, замена звука [л] другими ([р], [в]) (лапа — vana, рапа)

Парасигматизм (от греч. para — рядом, вблизи, отклонения от чего-либо, греч. буква сигма, обозначающая звук [с]) — дефект речи, при котором звук [с] заменяется другими.
 
Персеверация (от лат. perseveratio — упорство) — навязчивое повторное воспроизведение какого-либо ощущения, действия, мысли или переживания; персеверация, однако, может выступать одним из проявлений речевых, двигательных и эмоциональных расстройств, в частности при поражении головного мозга, а также при глубокой умственной отсталости (в виде однообразных движений и действий, повторений слов и т. п.).

Релаксация (от лат. relaxatio — облегчение, расслабление) — состоя-ние покоя, расслабленности, наступающее при отходе ко сну, а также после сильных переживаний или физических усилий. Релаксацией называется также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (наиболее распространенный способ достижения релаксации — аутогенная тренировка).
(от греч. syndrome — скопление, стечение) — определенное сочетание признаков болезни (симптомов), обусловленных единым происхождением. Синдром

Понятие «сензитивный возраст» введено М. Монтессори для обозначения дошкольного детства, которое она считала наиболее важным этапом психического развития. 
(от лат. sensebilitas — чувствительный) — этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Сензитивный возраст

(от греч. rhinos — нос, лат. lalia — речь, палатолия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Искажения тембра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости и голосообразования (формы — открытая, закрытая ринолалия). Ринолалия

В логопедии разрабатываются специальные приемы обеспечения релаксации мышц речевого аппарата, необходимой для проведения упражнений по коррекции речевых нарушений (для устранения заикания).

Сопряженная речь — логопедический прием, заключающийся в одновременном созвучном произнесении двумя или несколькими людьми слов и фраз. Для детей с нарушением речи высказывание в сопряженной речи значительно легче самостоятельного. Поэтому сопряженная речь используется как важный способ преодоления речевых нарушений (в частности, заикания) на ранних этапах логопедической работы, предшествующих самостоятельному проговариванию.

(от лат. tremor — дрожание) — непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела. Выступает симптомом паркинсонизма и некоторых эндокринных нарушений. Иногда возникает вследствие переутомления. Препятствует целенаправленной двигательной активности. Тремор

(от лат. tonus — напряжение) — длительное сокращение мышц, вызванное перевозбуждением подкорковых мозговых образований. Приводит к продолжительному напряжению и вынужденному неестественному положению органов. Тоническая судорога

(от греч. tachys — быстрый, lalia — речь) — нарушения речи, выражающиеся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохранении фонетического оформления, лексики и грамматического строя речи. Тахилалия

— непроизвольные сокращения мышц, характе-ризующиеся высокой степенью их напряжения. Различают тонические судороги — длительное напряжение мышц и клонические судороги — кратковременные толчкообразные сокращения. Судороги возникают спонтанно как реакция на определенные внешние и внутренние раздражители; могут быть следствием эпилепсии, органических поражений головного мозга. Судороги

Сопряженная речь — логопедический прием, заключающийся в одновременном созвучном произнесении двумя или несколькими людьми слов и фраз. Для детей с нарушением речи высказывание в сопряженной речи значительно легче самостоятельного. Поэтому сопряженная речь используется как важный способ преодоления речевых нарушений (в частности, заикания) на ранних этапах логопедической работы, предшествующих самостоятельному проговариванию.

(от лат. tremor — дрожание) — непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела. Выступает симптомом паркинсонизма и некоторых эндокринных нарушений. Иногда возникает вследствие переутомления. Препятствует целенаправленной двигательной активности. Тремор

(от лат. tonus — напряжение) — длительное сокращение мышц, вызванное перевозбуждением подкорковых мозговых образований. Приводит к продолжительному напряжению и вынужденному неестественному положению органов. Тоническая судорога

(от греч. tachys — быстрый, lalia — речь) — нарушения речи, выражающиеся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохранении фонетического оформления, лексики и грамматического строя речи. Тахилалия

— непроизвольные сокращения мышц, характе-ризующиеся высокой степенью их напряжения. Различают тонические судороги — длительное напряжение мышц и клонические судороги — кратковременные толчкообразные сокращения. Судороги возникают спонтанно как реакция на определенные внешние и внутренние раздражители; могут быть следствием эпилепсии, органических поражений головного мозга. Судороги

Эхолалия (по имени нимфы Эхо в древнегреческой мифологии: согласно преданию, Эхо окаменела и от нее остался только голос, способный повторять лишь окончания произнесенных в ее присутствии слов) — автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа больной повторяет обращенный к нему вопрос. Иногда встречается у детей на ранних этапах становления речи, не выступал симптомом патологии; впоследствии исчезает. Встречается при имбециальности, РДА и шизофрении.

«Язык нянь» — языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми.
 
  
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz